Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты, это твои действия, и нет другого тебя.
Антуан де Сент - Экзюпери
Кто я? Художник? Повар? А может я волшебник?
Я выросла в большой многодетной семье. Бабушка и мама были замечательными рукодельницами и часто по вечерам мы проводили много времени вместе за общим творческим делом, вязали спицами или крючком, вышивали гладью или крестиком на собственноручно сшитой сорочке, плели из газетной лозы конфетницы или корзины, украшали различные изделия бисером или плели из него украшения и многое другое. За этими занятиями мы много беседовали, и родители рассказывали о своем детстве, истории нашей семьи, нашего народа, сопровождая это народной мудростью, заложенной в поговорках и пословицах. Часто мы решали занимательные логические задачки или обсуждали содержание какой – либо книги. Хоть по профессии мои родители и не были педагогами, но на мой взгляд они воспитывали нас как настоящие воспитатели.
Поэтому, когда надо было принять решение какую профессию выбрать мне захотелось не только развивать мои творческие способности, но и научить и передать другим, то что я уже умею и знаю, и чему еще научусь. Поэтому я решила стать воспитателем, потому что кому как не детям передавать свой опыт и навыки, свое мировоззрение и мироощущение этой жизни.
Для этого я основательно готовилась и первым этапом было обучение на факультете психологии. Затем пробовала педагогическую деятельность в МДЦ «Артек» с детьми разных возрастных групп от 7 до 16 лет. Познакомилась с учением В.В.Вернадского «Ноосфера». Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. И вот теперь окончательно приняла решение о работе с детьми дошкольного возраста. Я гордо и уверенно могу сказать – Я Воспитатель!
Для меня воспитатель – это строитель. Именно он строит по кирпичику отношение детей к миру. Закладывая фундамент развития ребенка в жизни, обязательно надо помнить: ты строишь не из бетона, ты строишь из необычного, индивидуально созданного для каждого ребенка материала, который подходит только ему.
Если фундамент заложить плохо или материал подобран не корректно, дом со временем разрушится, как следствие появится поколение не способное создавать и приумножать красоту и богатство природы и мира, поэтому очень важно заложить крепкую основу, фундамент будущего поколения.
Возраст некоторых строений исчисляется веками, а иногда даже тысячами лет, так и воспитатель закладывает основы мировоззрения на всю жизнь. Воспитатель как зодчий – творит и созидает, вкладывая в маленького, но такого важного человека дух наших предков, обычаи страны, воспитывает любовь к Родине, природе, гордость за свой народ.
Важно при строительстве детской души помнить не только о крепости, успешности, практичности постройки, но и включить элемент волшебства, красоты, построить сказочный замок и показать ребенку Чудо. Чудо нашей жизни. Научить ребенка радоваться утреннему солнцу, шуму набежавшей волны, щебетанию птиц, распустившемуся первому подснежнику.
На воспитателе лежит огромная ответственность. Как строитель несет ответственность за построенное им здание, так и воспитатель в ответе за то, что он дает детям. Воспитатель должен передавать только самое лучшее, что есть в нем самом, раскрывать перед детьми красоту природы, традиции наших предков, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, беречь не только близких, но и всё живое на Земле, ведь Земля наш дом.
Мой профессиональный долг – заложить фундамент для формирования человека, в котором гармонично сочетаются и духовное богатство, моральная чистота, и физическое совершенство, и творческое начало. Именно воспитатель выстраивает образ будущего поколения. Воспитывает будущих граждан нашей страны, ведь первые несколько лет жизни ребенка, которые он проживает в детском саду – очень важный период, именно здесь закладываются общечеловеческие ценности.
Чтобы воплотить в жизнь проект любого строения, будь это небоскреб, домик в деревне или мост через молочную реку требуется работа целого коллектива: проектировщик, архитектор, каменщик, плотник, столяр, штукатур, маляр, электрик, сантехник, дизайнер. Так и воспитатель – созидая личность ребенка должен быть многогранен, универсален, обладать нескончаемым источником творчества и, конечно же, высоким уровнем профессионализма. Установить правильные приоритеты в своей жизни, понимая, что первая и основная обязанность – это личное развитие, поскольку дать что-то ценное миру и людям, детям можно, только став настоящим, завершенным человеком.
Вот я строитель. Что мне надо, чтобы начать стройку? Я должна знать основы строительных работ, обладать определенными строительными навыками, ориентироваться в современных строительных материалах, владеть разнообразными инструментами. Так и в воспитании детей – воспитатель должен знать основы педагогики и психологии, ориентироваться в современных тенденциях дошкольного образования, владеть огромным арсеналом педагогических технологий, при чем каждый день, каждую минуту их необходимо пополнять, следить за движением общества, чутко улавливать его направление. И самое главное – не забывать о технике безопасности, и это на стройке одно из важнейших условий, ведь человеческая жизнь бесценна.
Вот я уже строю дом. Этот дом не может стоять в лесной глуши или на берегу небольшой речушки. Человек существо социальное. Рядом с этим домиком обязательно стоят еще такие же замки, здания или мосты. Как же сделать так, чтобы в этом растущем городе или даже мегаполисе было комфортно и спокойно всем его жителям? Я думаю, нет, я уверенна в том, что строитель должен позаботиться не только о внутреннем наполнении будущего дома, а и о его экстерьере. Разбить вокруг дома парк, посадить деревья, цветы. Чтобы выйдя на улицу было приятно посидеть под тенью деревьев на скамейке, послушать трель соловьев, понаблюдать за порханием бабочек над бархатцами или насладиться ароматом благоухающих роз. А может быть пройтись босиком по зеленой траве, сорвать первую созревшую малину в палисаднике. Да именно так. Воспитать мораль – заложить в основание личности ребенка целый свод вечных и неизменных законов Природы, лежащих в основе существования Вселенной. Воспитать, заложить нравственное и экологическое сознание в ребенке.
Хочется думать, что в будущем на заложенных, нами воспитателями, фундаментах вырастут прекрасные дома, образуется город, утопающий в зелени и цветах, ночью город будет светиться разноцветными огнями, а днем, после дождика можно будет любоваться радугой в голубом небе над прекрасными зданиями, построенными нашими предками, нами и нашими детьми.